Сообщество изучения энергии вращения Понедельник, 20.05.2024, 03:03
Главная | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Передача знаний (коммуникация) происходит посредством естественного языка людей.

В зависимости от сферы применения языковых средств изменяется стиль изложения или так называемый функциональный стиль языковых средств.

Функциональные стили, во избежание путаницы с другими значениями слова «стиль», иногда называют языковыми жанрами. Каждый функциональный стиль обладает своими особенностями использования общелитературной нормы. Стиль изложения  может существовать как в письменной, так и в устной форме.

Традиционно выделяют пять основных разновидностей функциональных стилей речи: официально-деловой, научный, публицистический, разговорный, художественный.

Для примера привожу несколько текстов на одну и ту же тему, которая излагается различными стилями. 

Текст 1 (Философия).

«Мера есть качественно определённое количество. Так, например, температура воды сначала не оказывает никакого влияния на её капельно - жидкое состояние, но затем при возрастании или уменьшении температуры достигается точка, на которой это состояние сцепления молекул воды качественно изменяется, и вода переходит, с одной стороны, в пар и, с другой - в лёд. Выход количественных изменений, например, температуры за предел некоторой определённости представляет собой нарушение меры, в результате которого устанавливается новая мера как единство нового качества и соответствующего ему количества. Этот процесс, который попеременно, то оказывается только изменением количества, то переходом количества в качество, целесообразно представить в образе узловой линии, узлы которой изображают названные переходы».

 Текст 2 (Химия).

«Вода́ (оксид водорода) — бинарное неорганическое соединение. Молекула воды состоит из двух атомов водорода и одного — кислорода, которые соединены между собой ковалентной связью. При нормальных условиях представляет собой прозрачную жидкость, не имеет цвета, запаха и вкуса. В твёрдом состоянии называется льдом, снегом или инеем, а в газообразном — водяным паром. В зависимости от температуры и давления внешней среды вода изменяет свое агрегатное состояние и при нуле градусов Цельсия лед плавится и превращается в воду, а при температуре сто градусов Цельсия вода кипит и превращается в пар. Однако, при увеличении давления до двух атмосфер вода не закипает даже при температуре двести градусов Цельсия. С другой стороны, при нормальных условиях и комнатной температуре вода обладает способностью перехода из жидкого состояния в газообразное без кипения. Такое явление называется высыханием и неизвестно философам».

 Текст 3 (Лингвистика).

«Естественный язык представляет собой мощную систему хранения и получения знаний об окружающем мире, например, о закономерностях изменения агрегатного состояния воды, текущей ситуации и о действиях субъекта в этом мире. Для этого язык имеет разнообразные средства и соответствующие элементы. Задачей таких элементов, в частности, является:

- дать имя субъекту (Маша), предмету (вода), явлению (кипение), событию (закипеть), абстракции - точка кипения;

- установить специфическую связь между элементами языка (вода кипит, но не колется). Такая связь называется коннотацией. Было установлено, что не каждое имя существительное коннотирует с другими элементами языка. Например, вряд ли кто-либо может назвать яблоко пышным, лучистым, опасным или сверкающим. Нарушение правил коннотации называется анаколуф. Анаколуф часто используется в поэзии и маленькими детьми, которые могут сказать следующее: «Мама, налей мне квадратного молока». Коннотация, в свою очередь, бывает предметной и темпоральной».

Текст 4. (Рассказ)

«Маша проснулась рано. Вылезла из спального мешка и осторожно – чтобы не разбудить остальных участников горного восхождения на четвереньках выкарабкалась из палатки. Вокруг лежал абсолютно белый и замечательный снег. Солнце уже выглянуло из-за гор и лучи света вокруг все заискрили разноцветными огоньками. Внизу, на высоте примерно тысячи метров над уровнем Черного моря расположилась туристическая база «Аибга», а вверху, в солнечных лучах сверкала вершина горного хребта под тем же названием (Аибга) и высотой две тысячи шестьсот метров. До вершины оставалось около пятисот метров по вертикали. Дышать было не очень комфортно – сказывалось заметное разрежение воздуха. Маша решила сделать себе кофе. Для этого она достала из палатки термос с пресной водой, молотый кофе, кружку и керогаз. Залив воду в алюминиевую кружку, Маша зажгла огонь, расположившись прямо на снегу, и вода подозрительно быстро закипела. Взяв в руки кружку, Маша с удивлением обнаружила, что вода недостаточно горячая, как для утреннего кофе. Маша пригубила воду и с еще большим удивлением обнаружила, что пресная вода при нагревании приобретает сладковатый привкус и даже не обжигает язык». 

 Текст 5. (Библия)

«Вначале сотворил Бог небо, землю и воду. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою. И сказал Бог: «Да будет свет», – и появился свет. Бог увидел, что свет хорош, и отделил его от тьмы. И назвал Бог свет днем, а тьму – ночью. Был вечер, и было утро – день первый.  И сказал Бог: «Да будет свод между водами, чтобы отделить воду от воды». И создал Бог свод и отделил воду под сводом от воды над ним, и стало так.  И назвал Бог свод небом. Был вечер, и было утро – день второй.

И сказал Бог: «Да соберутся вместе все воды под небом, и да появится суша», и стало так. И назвал Бог сушу - землей, а собранные воды назвал морями и Бог увидел, что это хорошо. И приказал Бог воде замерзать в стужу и воскипать в огне».

 Текст 6. (Поэзия)

Вода – как много в этом звуке для сердца русского слилось!  Источник жизни, влага, море, - в науке все переплелось, оставив привкус наслаждения, перенося его в бокал, а стужа влагу превратила в немой и зябнущий кристалл.

Как видим, стилей изложения намного больше, чем официально признается, а именно, философский, религиозный, повествовательный, поэтический и т.д.  

Научный стиль -  это особенность использования общелитературной нормы в научных сообщениях и научной коммуникации. Сфера использования этого стиля - наука, труды, монографии и научные журналы.  

Адресатами текстовых сообщений в форме научного стиля могут выступать учёные, будущие специалисты, ученики, просто любой человек, интересующийся той или иной научной областью; авторами же текстов данного стиля являются учёные, специалисты в своей области. Целью стиля можно назвать описание законов, выявление закономерностей, описание открытий, обучение и т. п.

Основная  функция научного стиля — сообщение информации, а также доказательство ее истинности. Для него характерно наличие терминов, общенаучных слов, абстрактной лексики, в нем преобладает имя существительное, много отвлеченных и вещественных существительных.

Таким образом, информацию о закономерностях (движения) и свойствах большинство субъектов научной коммуникации получает во время объяснений учителя на уроках физики, в процессе прослушивания лекций, чтения специальных книг, учебников и т.п. (Исключением являются лишь те субъекты, кто пропускают информацию "мимо ушей" и ученые-экспериментаторы, но даже они сначала ходили в школу и внимательно слушали и читали).

Во всех этих случаях мы имеем дело не с самим явлением природы (первоисточником информации), а с его отображением в языке людей с помощью слов, терминов, понятий, иллюстраций.

На самом деле учитель, лектор, книга, учебник выступают в роли промежуточного и передаточного звена между источником первичной информации (явлением природы) и адресатом - слушателем (читателем).

Родители, учителя' (ударение на я) первыми объясняют Человеку Внимательному «тёмную природу» окружающего мира, а каждый из нас является адресатом потребителем релевантной информации  - учениками, аудиторией, задачей которых - уловить смысл  в сообщениях родителей, учителя, лектора, автора книги и представить в своем воображении истинную природу соответствующего явления.

При этом учителя', родители опираются, как правило, на авторитет, в том числе - выдающихся исторических личностей и учёных, ну и естественно, - на свой тоже. 

Таким образом, с одной стороны природного явления (источника первичной информации) существуют научные труды в форме первоисточников. Они содержат фундаментальную информацию о свойствах, закономерностях явления и правила использования этой информации для получения правильных решений.

С другой стороны существует широкий круг людей - аудитория в виде обычных читателей, учащихся, студентов, инженеров, а между ними - цепочка интерпретаторов и толкователей.

 

На всех участников процесса получения и передачи информации об определённом явлении природы (например, закономерностях движения атмосферного циклона) действуют информационные помехи, которые так или иначе искажают первичную информацию, поступающую от источника (циклона). При этом каждый из участников такой цепочки имеет своё собственное представление (фрагмент его модели мира) о соответствующем природном явлении и свое собственное мнение о том, как нужно интерпретировать первичную информацию.

В процессе познания природы фундаментальные закономерности на момент их обнаружения, как правило, являются малопонятными широкой аудитории. Поэтому-то существует и будет существовать промежуточное звено: человек-толмач.

(Толмач (устаревшее) - переводчик, тот, кто объясняет непонятный «тёмный» текст. В античные времена была основана наука герменевтика - учение о толковании тёмных текстов, к которым относились, в частности, поэмы Гомера).

Такое звено научной коммуникации  популяризирует и объясняет широкой аудитории фундаментальную информацию  и ее бытовое (прикладное) значение.

Как свидетельствует история науки, существует немало примеров, когда отдельные популяризаторы толкуют не первоисточник, а ссылаются на книги и объяснения других толкователей, не находя по каким-либо причинам времени и возможности прочитать то, что писал сам первооткрыватель. Такие искажения первоисточников чаще всего возникают в процессе их перевода с иностранного языка и наблюдаются ещё со средневековых времён переписывания текстов Библии монахами.

В те далекие времена европейские монахи, не имея представления, что означает слово «пустыня» толковали его, как «пуща»  (дикий лес), а такая строфа из Библии, как: «Дух Святой - мать моя»  приводило переводчиков в замешательство, потому что в древнееврейском языке понятие «дух» - женского рода.

Таким же образом при «переписывании» научных книг одних толкователей, другие популяризаторы иногда невольно допускают искажения содержания первоисточника, что приводит к недоразумениям и умалчиванию важных фактов.

Например, в 1835 году инженер  Гюстав Гаспар Кориолис опубликовал свою научную статью  всего на 10-и страницах, в которой рассматривается влияние инерционных сил на детали в механизмах, движущихся относительно друг друга с вращением. Статья Кориолиса содержала преимущественно математические выкладки в виде систем уравнений для каждой из трех координат пространства и была очень сложной для восприятия. Сейчас ее можно прочитать в оригинале.

http://books.google.ru/books?id=wMcAAAAAYAAJ&pg=PA142&lpg=PA142&dq=Sur+les+%C3%A9quations+du+mouvement+relatif+des+syst%C3%A8mes+de+corps&source=bl&ots=LWBiC5c06C&sig=js2Y5OEW7DI2b-uUuHwb3rY4x5g&hl=ru&sa=X&ei=kCizUpmqBurI4ASc8oAI&ved=0CFsQ6AEwBg#v=onepage&q=Sur%20les%20%C3%A9quations%20du%20mouvement%20relatif%20des%20syst%C3%A8mes%20de%20corps&f=false

Мало кто из его современников-учёных понимал, глядя на эти системы уравнений, что речь идёт об аномальных механических проявлениях.

Эти аномальные проявления не укладывались в уже привычные и известные на то время ньютонианские представления о движении материальных тел, согласно которым всякая сила действия имеет своим следствием равную ей и направленную противоположно силу противодействия (т.н. третий закон Ньютона).

Более десяти лет после публикации Г. Кориолиса научная общественность хранила молчание. Авторитетных отзывов и комментариев на публикацию Г. Кориолиса не наблюдалось.

Теория Кориолиса в этот период имела все признаки спекулятивности, т.е. такого теоретического знания, которое не подтверждено экспериментально или на практике.

В силу ряда причин никто из маститых учёных не обвинял Кориолиса в том, что он подвергает сомнению справедливость третьего закон Ньютона.

Напротив, в 1847 году  французский математик Жозеф Луи Франсуа Бертран (1822 - 1900) направил во Французскую Академию Наук «упрощённые» выкладки, подтверждающие и объясняющие с другой (кинематической) стороны, обнаруженные Кориолисом закономерности.

До сих пор современные общедоступные источники и учебники по теоретической механике повторяют такие кинематические доказательства Ж. Бертрана и называют их «теоремой Кориолиса» не ставя в известность читателей об этом историческом факте.

Тем самым авторы-интерпретаторы, не различают разницы между доказательствами Бертрана и фундаментальными трудами Кориолиса.

В результате - создается впечатление, что сам Кориолис занимался решением исключительно кинематических задач и не открыл существование в природе особой силы, которая в других странах Запада называется «силой Кориолиса», а Бертран не занимался кинематикой.

Именно Кориолис первым обнаружил  существование неизвестной ранее силы инерции (а не ускорения сложного движения), причём непосредственно «на кончике пера».

Эта инерционная пара сил момента оказалась аномальной, потому что действует перпендикулярно к плоскости движения тел, о чем писал сам Кориолис на последней странице своей статьи.

Как показывает приведенный выше пример, отображение и восприятие Человеком Разумным знаний о природе и о механическом движении, в частности, зависит во многом от закономерностей передачи информации с помощью слов, предложений и научных текстов.

Знание основных элементов семиотики и лингвистики дают возможность по-иному взглянуть на то, что пишут учёные в своих научных трудах. Поэтому предлагаю немного поближе познакомиться с основными понятиями этих очень интересных гуманитарных наук.

Понимание и внеязыковая ситуация.

       1. Coriolis G. Sur les équations du mouvement relative des systèmes de corps. Journ. Ecole polytechnic

       

Форма входа

Поиск

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024 Создать бесплатный сайт с uCoz